Как приятно наблюдать за соседским ребенком, виртуозно играющим
на скрипке, или ходить на выставку картин двоюродной племянницы. Как
легко у детей выходит играть, петь, рисовать… Легко, да не очень.
Сколько труда, сил было потрачено, сколько слез пролито, прежде чем
вышло что-то красивое и достойное внимания... Мечты редко сбываются
тотчас, таланты не развиваются моментально. Нужно время, нужны силы,
нужны те, кто поможет их обнаружить и развить.
Родители — вот кто призван взять ответственность за тех, кого
им доверили, узнать и помочь своим детям реализовать таланты, данные
Богом. Именно родителям Бог отводит эту непростую роль. Бог хочет видеть
родителей, которые будут заботиться о своих детях, будут любить их,
покажут им разницу между добром и злом, научат выбирать хорошее, а не
плохое, своей жизнью станут являть детям Бога как в делах, так и в
словах. Немаловажно, чтобы при решении этой задачи родители и дети были
близки, чтобы между ними была связь. И не только пока малыш растет у
мамы на руках, но и когда он пойдет в детский сад и школу. Ведь, выходя
из семьи, ребенок встречается с обществом, в котором его не всегда
принимают как нам хотелось бы, не всегда уважают его интересы и
увлечения. Зная это, отцы и матери должны быть рядом, чтобы поддержать,
направить и дать совет. Но как понять, какой дар у
твоего ребенка?! Вот если бы при появлении на свет к ребенку прилагалась
инструкция или краткое описание талантов. Но увы! Зачастую выбор их
будущей деятельности продиктован профессией родителей. Неважно, по своей
ли воле родители выбирали ее в свое время, но дети непременно должны ее
продолжить, чтобы поддержать честь семьи. Нередко из родительских уст
звучат такие слова: «В нашей семье все были врачи, и ты будешь врачом. И
не каким захочешь, а хирургом! Не забывай, это была мечта твоей
бабушки. А то ишь чего придумал — музыкант! Чтобы я этой музыки в нашем
доме больше не слышал!» Мы росли, жизнь неслась
рекой, поворот за поворотом, отдаляя нас от мечты. Время прошло, все
успокоилось, осталось только где-то глубоко внутри ноющее чувство при
напоминании о дорогом и несбыточном. Но надежда не умерла! Уже и наши
дети подрастают. Вот у кого обязательно получится воплотить наши мечты в
жизнь! И тут мы начинаем наперебой подбирать ребенку профессии и
занятия. Выбираем, чем он будет заниматься и кем станет в жизни. Мы
увлекаемся тем, чтобы воплотить все несбывшиеся мечты в наших детях.
Хорошо, если потом мы все-таки вспомним об их увлечениях и личных
интересах, о способностях и талантах. Но порой мы заходим слишком
далеко, отодвигая на задний план индивидуальность и характер ребенка,
как это сделали когда-то наши родители. Знакомо? Для кого-то — до слез и
боли в сердце. Что не позволяет родителям дать сыну или дочери самим
выбрать любимое дело? Почему мы допускаем, чтобы их таланты погибали, не
успев раскрыться?! Причины могут быть самыми разными: давление, страх,
нехватка сил или терпения, мудрости или решимости… Мы успокаиваемся
фразой: «Ну, не сложилось!» — Мама, я хочу рисовать! —
Хорошо, но на это у тебя нет времени, лучше пойди займись английским, и
не забудь, в следующем месяце у тебя начинаются уроки музыки. — Ну мама, я не люблю музыку! — Музыка — это часть твоей жизни! Лучше привыкни к этой мысли сразу! А в твоих рисунках нет никакого толку… Мы
забываем, что наш ребенок совсем другой! Он особенный, со своим миром и
мечтами, своими идеями и фантазиями, со своими возможностями. Мы хотим,
чтобы у него хорошо получалось то, что ему не нравится, то, что дается
ему с таким трудом и неприятием.
Важно,
чтобы приоритетом в воспитании детей была реализация желаний и
способностей ребенка! Речь не идет о том, чтобы пустить все на самотек —
чем хочешь, тем и занимайся! Тут нужен мудрый подход, чтобы не подавить
талант, но и не навязать свои мечты и желания. Ведь так не хочется на
закате жизни осознать, что ребенок повторил нашу судьбу лишь в том, что
сам не смог реализовать свои таланты и воплотить свои мечты в
реальность. И мы ему, между прочим, в этом не помогли. Дать
конкретный ответ или вывести формулу определения талантов ребенка, к
сожалению, невозможно. Это процесс, порою длительный, требующий сильной
родительской любви, недюжинного терпения, большого внимания, самоотдачи и
в первую очередь постоянного желания идти дальше, не останавливаясь на
достигнутом. Как нет на земле ни одной похожей снежинки, так не бывает и
одинаковых детей. Каждый из них уникален, со своим характером, со своим
прошлым и будущим, со своими способностями от Бога. Так пусть же эти
драгоценности будут сверкать и переливаться в лучах родительского
счастья! Разные снежинки
«Я, конечно, понимаю, что все родители считают своих детей
особенными, но мой-то — действительно особенный! Посмотрите, как он
считает до десяти (читает, решает примеры, поет, ставит кубики,
улыбается — нужное подчеркнуть). Наверное, мне его надо отдать на курсы,
чтобы потом отдать в хорошую школу, чтобы потом…» Именно такие монологи
от заботливых родителей приходилось выслушивать каждому педагогу
дошкольного учреждения или начальной школы. Те же из родителей, кто
таких монологов не произносит, — все равно так думают. Да что там — я
сам так думаю про своих детей.
И я прав. Как правы и остальные родители. Ученые утверждают, что за
все время существования Земли на ее поверхность не упало двух одинаковых
снежинок. Что уж говорить про людей, таких сложноустроенных. Наши дети
действительно уникальны и неповторимы. Каждый. Все.
Но почему-то, признавая, что их ребенок уникален, родители тут же
стремятся запихнуть его в рамки того или иного типажа: «Он у меня
спортсмен» или «Он у меня маленький ученый». Подождите! Ребенок еще не
вырос. Давайте сначала разберемся, в чем его талант и что с ним делать, а
потом уже будем вешать ярлыки и загонять в прокрустово ложе той или
иной школы.
Где прячется талант?
Ребенок наследует вашу внешность, особенности и свойства личности, но
все это только основа, из которой Господь создает совершенно уникальную
личность. Создание души, думается мне, процесс творческий, а значит,
непредсказуемый и неочевидный. Так в далекой деревне Холмогоры рождаются
будущие светила науки, а в семье пианистов — экономические гении. Из
этого следует, что талант ребенка — дар Божий. И дело родителей — его
найти и помочь развить и применить. А не «переформатировать» под
собственные мечтания или представления о том, что «сейчас такое время».
Все ваши сведения о том, какое сейчас время и какие профессии будут
востребованы в будущем, весьма субъективны и неочевидны. Талант же
объективен, надо только его разглядеть. Так как же это сделать?
Итак, если вы готовы хотя бы на время отложить амбиции вырастить суперэкономиста или покорителя космоса, — приступим.
На вопрос о талантах вам сможет ответить психолог, проведя
специализированное исследование. Но и ваши собственные наблюдения не
менее важны. Прежде всего необходимо понимать, что не все таланты лежат в
области усвоения знаний или памяти. Это могут быть социальные таланты:
насколько ребенок легко находит язык с окружающими, сверстниками. Или
наоборот: насколько долго он способен оставаться один? Как чаще выходит:
он командует или им командуют? Проверьте и иные особенности характера:
силу воли, усидчивость, послушание, внимание и прочие. Немалое значение
имеют и физические характеристики. Причем это касается не только
количества отжиманий или времени забега на стометровку. Имеют значения
даже такие показатели, как восприимчивость к оттенкам цвета или вкуса.
Внимательно наблюдайте за ребенком: как он проводит время, что ему
нравится. И не нужно отделываться фразой «ему на диване лежать
нравится». Такая формулировка говорит о том, что вы недостаточно
внимательны, ведь даже лежа на диване можно делать многое.
Мой сын никогда не будет дворником!
Важно учесть еще вот какой фактор: сравнивая ребенка с кем-то в его
овладении тем или иным умением — не обманывайтесь. Вполне возможно, что
группа, с которой вы сравниваете, нерепрезентативна. Например, ваш
пятилетний малыш гораздо лучше читает, чем его троюродный брат
первоклассник Никита. Но из этого не следует, что у вашего ребенка
талант к чтению. Вполне возможно, это просто у Никиты проблемы. Не
обманывайтесь, а лучше отведите ребенка в кружок любителей книги в
центральной библиотеке. Там вы поймете, хорошо ли читает ваш ребенок.
А что делать, если талант ребенка открылся в той области, к которой
вы совсем не готовы? У вас семейная династия, скажем, врачей или
военных, а у ребенка проснулся талант повара? На мой взгляд, есть два
соображения, позволяющие примирить реальность и амбиции. Первое таково:
реализация таланта не обязательно должна быть связана с профессией. Так,
например, ребенок может вырасти доктором, а «отрываться» дома на кухне.
Да, при этом он, скорее всего, будет весьма посредственным доктором и
вряд ли счастливым человеком. Но сколько у нас таких людей: несчастливых
на работе, но довольных вне ее. Нормальная ли это плата за продолжение
династии?
Впрочем, есть и еще одно соображение: можно попробовать найти
компромисс. Например, посвятить себя здоровому питанию, совмещая
обязанности повара и врача.
Детские радости
Впрочем, до этого еще далеко, ребенок еще маленький, и очень хочется,
чтобы он не только нашел свое призвание, свой талант, но и попросту был
счастлив. И тут, как ни странно, нет никаких противоречий. Ведь если
ребенок занимается тем, для чего он был создан, он счастлив и
развивается гармонично. У ребенка, нашедшего свое призвание, нет проблем
с мотивацией в учебе, нет проблем с ленью и прочим. Понять, насколько
точно вы определились с выбранным поприщем (ну или хотя бы направлением)
легко — если вам не надо подталкивать ребенка на этом пути, а лишь
приходится сопровождать и поддерживать, значит, вы все сделали
правильно. Но тем не менее, даже если задалось все хорошо, не стоит
расслабляться и забывать про ребенка. Не случайно в начале статьи мы
говорили, что тот самый монолог про уникального ребенка обычно слышат
воспитатели детского сада и начальной школы. Но стоит детям чуть
подрасти — и родителей, к сожалению, уже не мучает проблема уникальности
детей. Они чаще называют детей «мой оболтус» или «лентяйка», словно бы
разочаровавшись. Хотя ведь именно они не разглядели в ребенке талант.
Источник: http://www.protestant-press.com, http://www.pravmir.ru |